Для клиентов-новичков

Эта статья для тех, кто никогда не работал с креативными агентствами, дизайн-студиями, рекламными агентствами и другими подобными компаниями. Также она для молодых специалистов, у которых такого опыта очень мало.

А что если мне не понравится?

Это первый вопрос, который чаще всего волнует клиента–новичка. Ответ очень прост. Не понравится может только в случае, если вы совсем не знаете чего хотите и одновременно не доверяете агентству. В таком случае в агентство лучше не идти− вы потратите деньги и нервы, останетесь разочарованными и скорее всего не получите нужный продукт.

Как ни крути, невозможно выполнить задачу, которая не поставлена, как и невозможно попасть в ожидания, которых нет. Во всех остальных случаях хорошие аккаунт-менеджеры любого приличного агентства подробно выяснят, что вам нужно (а главное, что нужно вашему потребителю), изучат вкусы и узнают ожидания. Перед началом работы обязательно подготовят образцы работ, на которые можно равняться. То есть до начала работы вы будете знать, на что рассчитывать, ваши ожидания будут зафиксированы на бумаге, в виде брифа, и вы сможете потом сверить результат с вашей задачей. Если они не совпадают — вы будете иметь полное право требовать доработки или возмещения денег. Если же работа сделана «в бриф» и вы правильно объяснили чего хотите — не понравиться вам не может.

Но не подумайте, что в Galagan мы только и делаем, что потакаем клиентам. В процессе работы над идеями часто возникают новые стратегии, мы больше узнаем о ЦА, находим инсайты, которые часто подталкивают нас к новым подходам в решении задачи, а значит к изменению брифа. Поэтому у нас есть правило: всегда предлагать идеи четко в бриф и хотя бы одну от себя. В итоге клиент не чувствует себя обманутым: он получил обещанное и дополнительный «бонус». Этот подход я считаю оптимальным.

Кстати, также мы относимся и к клиентским правкам, когда считаем, что они бессмысленны. Мы уважаем поиск клиента, поэтому вносим эти правки, но обязательно предлагаем свой вариант, если он возможен. В большинстве случаев клиент либо отказывается от правки, либо выбирает наш вариант.

Сколько вариантов на выбор я получу?

Среди рекламщиков есть мнение, что если ты «настоящий профессионал», — не стоит давать клиенту выбор. Сделай одну работу, в которую веришь, и презентуй ее с бескомпромиссной уверенностью в эффективности. Я не могу с этим согласиться, наверное, потому, что всегда ставлю себя на место клиента. А мне нужен выбор, как бы сильно я не доверяла поставщику услуги. Вероятность того такой подход сработает конечно есть. И это, правда, здорово. Но что мешает хорошей идее победить среди более слабых вариантов и тем самым добавить клиенту уверенности?

Тендеры

Крупные клиенты любят тендеры, но вместе с тем имеют на это право. Я уважаю это право по двум причинам: тендер для крупных брендов проводят профессионалы, и агентство понимает критерии оценки и правила игры, и большие клиенты обещают большие доходы.

Мы ходим в тендеры больших клиентов с понятными четкими задачами, но отказываемся от тендеров на мелкие работы с неутвержденными бюджетами, особенно когда приглашены все. Долго объяснять причины, но для меня «мы приглашаем вас в тендер» от клиентов-новичков переводится как «поработайте на нас бесплатно», поэтому принять такое решение можно либо если очень интересное задание, либо если команде нечего делать.

Что не написано − того не существует

Для того чтобы общение между агентством и клиентом проходило наиболее эффективно, все договоренности и обязательства должны быть записаны. Именно поэтому мы приучаем всех наших клиентов к общению по почте. Как ни странно, но письмо помогает обеим сторонам структурировать мысли, выражаться более четко и, порой, даже более осмысленно.

Встречи и общение по телефону обязательны, но их итогом должно быть письмо с прописанными договоренностями. Такие письма готовят аккаунт-менеджеры агентства и отсылают клиентам на утверждение. Не сочтите за бюрократию, но сколько раз из-за банального недопонимания возникало недовольство со стороны клиента и искреннее недоумение с нашей стороны. Так что работая с творческими задачами, мы должны быть одновременно креативными и расслабленными, как художники, и внимальными и скурпулезными, как юристы. Но поверьте, это идет на пользу всем, и более всего нашим клиентам.

Сколько это будет стоить?

У нас нет фиксированного прайса, так как все клиенты и их задачи уникальны. Стоимость формируется из временных затрат каждого члена команды на проект. Изучив задачу мы понимаем, сколько времени потратит на нее специалист, и прогнозируем стоимость. В любом коммерческом предложении вы сможете найти стоимость часа работы каждого специалиста, а здесь я коротко объясню, кто что делает.

  • Аккаунт-менеджер, или менеджер по работе с клиентами, — это человек, который ведет проект и организовывает команду для решения задачи. У нас аккаунт-менеджер не является единственной точкой соприкосновения клиента с агентством. Это человек, который заставляет проект «делаться». Он принимает задачу, договаривается об условиях выполнения, отвечает за качество и сроки, принимает и отслеживает правки. Аккаунт-менеджер ответственен за правильный документооборот. Также частично он является стратегом проекта, не давая креативу отклониться от общей стратегии бренда и, конечно, от брифа. Это человек, который видит весь проект от старта и до финала, и обеспечивает его успешное прохождение.
  • Арт-директор и копирайтер. Их еще называют креативная пара. Из названия понятно, что они занимаются придумыванием идей. Арт-директор больше визуал− он думает образами, а копирайтер — специалист по текстам, он думает словами. Вместе эти ребята отлично дополняют друг друга. Не стоит думать, что они, как герои фильма «99 франков», целыми днями только и витают в облаках что-то придумывая. После мозговых штурмов (встреч, на которых идеи придумывают коллективно) надо сделать эскизы, показать их креативному директору и доработать по его комментариям, потом выбрать самые достойные, еще раз проанализировать эффективность и доточить детали. Дальше необходимо передать проект в работу дизайнерам и следить за ней до финализации проекта.
  • Креативный директор — это совмещенная должность креатора и управленца. В больших агентствах, где много креативных групп, состоящих из нескольких пар, креативный директор управляет работой всей этой «толпы». У нас же креативная пара одна. И я как креативный директор нередко придумываю идеи вместе с копирайтером и арт-директором. Главной же моей функцией я считаю анализ предложенных идей, выбор подходящих для проекта и контроль за их производством. Также на мне лежит контроль качества работы всего агентства, мотивация и обучение сотрудников, подбор креативного персонала, общение с ключевыми клиентами агентства.
  • Стратег — это специалист, определяющий, о чем должна говорить та или иная реклама или веб-продукт. Это специалист, знающий и изучающий ЦА, конкурентов, бизнес клиента и дающий направление движения креатива. Если у бренда есть стратегия — стратег следит, чтобы креатив был в рамках этой стратегии. В общем стратег говорит «что говорить в рекламе» (читайте статью о Ключевом сообщении), а кретивщики придумывают «как это говорить».
  • Дизайнер — это человек, который непосредственно делает все визуальные продукты агентства: начиная от рекламных принтов и заканчивая каталогами. Эти ребята наделены немалой усидчивостью и виртуозно владеют разными дизайнерскими программами. Арт-директор рисует эскизы, а дизайнер превращает их в финальные макеты. Если креативный директор, арт-директор, копирайтер и стратег видят суть, идею, концепцию, то дизайнер должен уметь выразить ее визуально.
  • ДТП-мастер, или мастер допечатной подготовки, — это человек, который готовит разные рекламные макеты в печать, ему необходимо знать много технических моментов печати, разбираться в цветоделении и прочих сложных штуках.

Вот и все основные люди, участие которые принимают участие в проектах и от временных затрат которых зависит стоимость. Именно благодаря слаженной работе всех участников команды может быть достигнут максимально эффективный результат.

Здесь я не описала команду по созданию веб-сайта, но этот объем информации тянет на отдельную статью. Надеюсь, мои объяснения работы агентства оказались полезны для вас, а если возникнут вопросы — пишите мне на FB или на sales@galagan.ua с пометкой «Тане Шалагиной».

Таня Шалагина,
Креативный директор Galagan


Наверх